Или мастерство без удачи — 80 дней на ветер
Скорее всего, пока я пишу эту статью, уже состоится финиш последнего из претендентов на пьедестал “Эвереста парусного спорта”, настоящей, без всяких там “образных выражений”, легенды французского и мирового сейлинга, всеми любимого кучерявого дедушки, "короля", как его зовут французы, Жана Ле Кама. Писать я начинаю в 18:01 по UTC, а наш всерегатный староста в этот момент находится примерно в 20 милях от финишной черты, идёт со скоростью около 17 узлов и должен финишировать, соответственно, чуть больше, чем через час. Мне самому интересно сравнить скрины карты трекинга сейчас и к моменту завершения работы над статьёй.
Собственно, на данный момент финишировали уже 7 участников гонки, Ле Кам идёт восьмым, но всё не так просто. Те, кто следил за ходом регаты или хотя бы читал мои предыдущие статьи, знают, что на границе ноября и декабря, на подходе к мысу Доброй Надежды потерпела крушение одна из лидирующих яхт "PRB", шкипер — Кевин Эскофье. И трое находящихся ближе всего к нему других участников гонки – Борис Херман, Яник Беставен и Жан Ле Кам – отправились на его спасение. Нашёл и спас Кевина в итоге Ле Кам, однако все участники спасательной операции потеряли довольно много времени. Подробно об этом можно прочитать вот тут (там есть ещё интересные подробности и удивительные совпадения из недавней истории Vendee Globe).
Оргкомитет регаты долго думал и в итоге пришёл к заключению, что участникам спасательной операции необходимо компенсировать время в следующем порядке:
Янику Беставену минус 10 часов 15 минут,
Жану Ле Каму минус 16 часов 15 минут,
Борису Херману минус 6 часов.
Но к этим ребятам мы ещё вернёмся чуть позже.
Затем были драматические сходы с дистанции сразу трёх участников (читайте там же) и Индийский или, если хотите, Южный океан. Следующие почти два месяца гонки заставили выбыть ещё троих. В итоге на сегодняшний день, считая уже финишировавших, из 33 стартовавших 8 ноября яхт в строю остались только 25. Не самый высокий процент потерь, но один из наиболее драматических в плане выбывания из строя фаворитов. Жереми Бейу на супертехнологичной яхте Charal из-за серьёзной поломки был вынужден вернуться (это разрешается правилами регаты в первые 10 дней) и стартовать заново уже спустя 9 дней после начала регаты, второй (а может и первый) главный фаворит — Алекс Томсон — выбыл из регаты из-за столкновения с брошенными рыболовными сетями, а яхта PRB Кевина Эскофье, как я уже писал выше, вообще сложилась пополам от столкновения и затонула. Серьёзные технические проблемы в самом начале гонки не позволили претендовать на победу ещё одному фавориту, харизматичному Армелю Трипону на яхте L'Occitane en Provence.
Тем не менее, надо отдать должное фантастической тактике и профессионализму Жереми Бейу и таланту конструкторов его “Шараля”, ведь несмотря на потерянные 9 дней, Жереми сейчас находится на 14-м месте и имеет все шансы стать 13-м.
Нелирическое отступление. То, как быстро идёт Шараль, как уверенно лидировала Хуго Босс Алекса Томсона до момента столкновения, тот факт, что из семи уже финишировавших лидеров шестеро гонялись на яхтах с фойлами, на мой взгляд, говорит о том, что тяготение современных спортивных яхт к высоким технологиям вполне оправдано в плане наращивания скорости, другое дело, в скорости ли суть...
Фойлы — это такие подводные крылья, выталкивающие яхту из воды, помогающие ей выходить на глиссер и сопротивляться крену. Если не знаете, что такое глиссер — погуглите, но главным следствием его является значительное снижение сопротивления воды, а значит, повышение скорости.
Но и тут не без нюансов. Во-первых, конечно же, на яхте, как и в бородатом анекдоте про автомобиль, самой главной деталью является “прокладка между рулём и сиденьем”. То есть водитель, или, в нашем случае, шкипер. И ярким доказательством тому служит всё тот же Жан Ле Кам, который на одной из самых олдовых из участвующих в регате яхт, безо всяких там фойлов и других новомодных тюнингов, только что финишировал. И в итоге, с учётом компенсированного времени, оказался на четвёртом месте(!), всего в трёх часах от третьего!!! Фантастический человек! Король! Практически безупречная, безошибочная тактика, обусловленная невероятным опытом, талантом и уверенностью в себе. Дедуле бесконечный респект! Кстати, вот вам и обещанный скрин, хотя статью я ещё не закончил:
А теперь о “во-вторых” в плане фойлов. И сейчас будет про драму, развернувшуюся перед самым финишем. Предыдущая и текущая Vendee Globe показали, что фойлы – самая уязвимая конструкция на яхте. Участники ломали их один за одним, отрезали, привязывали, заклинивали и всячески мучались. Ну, то есть, пока фойлы целы — всё отлично, яхта буквально летит над водой, за исключением некоторых курсов, когда они несколько томозят лодку. Однако любая поломка может стать фатальной. Так произошло с любимцем не только женщин (включая пресловутую Грету Турнберг), но и настоящих экологов и океанологов, красавцем Борисом Херманном. Обогнув земной шар за 80 дней без серьёзных проблем и с заслуживающей уважения тактикой, находясь всего в нескольких часах от финиша (примерно в 90 милях), имея все шансы на первое и уж точно на второе место, его яхта Seaexplorer ночью, в условиях классической для февральского Биская отвратительнейшей погоды, сталкивается с рыболовецким траулером, рвёт топовую ванту правого борта и геннакер, ломает бушприт, а главное фойл. Фойл при этом изгибается вниз и закручивается таким образом, что очень сильно тормозит яхту. Как следствие, от предыдущих 16-19 узлов скорости остаются жалкие 5-7.
Непосредственно во время происшествия с Борисом, Apivia c Шарли Далином первой пересекает финишную черту. На подходе другие соперники, но сломанный фойл не даёт яхте Бориса развить хоть сколько-нибудь приличную скорость. В итоге, вместо кубка — “всего лишь” пятое место (об этом я узнал только что, так как с четвёртого места Борю таки подвинул старина Жан). Кстати, Борис Херманн стал первым немецким шкипером, финишировавшим в Vendee Globe, и ещё как финишировавшим!
И есть ещё один невероятный, восхитительный человек, о котором стоит рассказать отдельно. Абсолютно уникальный гонщик, параолимпийский чемпион, занявший 7 место в этой безумной гонке на яхте Groupe Apicil, такой же “пожилой”, как и у Ле Кама, и тоже не имеющей фойлов. И, возможно, он самый крутой из всех. Сейчас объясню на пальцах (как правильно кто-то заметил в яхтенных тредах — на пальцах одной руки). Да-да, у этого капитана Крюка нет кисти левой руки. И не надо морщиться от неэлегантности шутки, вот Дамьен Сеген не только не обижается, но и сам их генерирует. Более того, буквально сегодня, заходя после финиша в порт, он переоделся в костюм капитана Крюка! Я же говорю, потрясающий человек. Искренне восхищаюсь!
Завершая, подходя к результатам гонки, хочется сказать, что прошедшие сутки были ух какими насыщенными. Кто хоть немного имеет представление о парусном спорте, поймёт, остальные просто поверьте – “кучность” лидеров бесконечно удивляет. Где-то в середине дистанции, в районе Новой Зеландии, в ходе гонки был период, когда в пределах видимости находилось 4-5 яхт, что чисто статистически не очень-то возможно. А в группе лидеров, спустя 80 суток и 40 тысяч километров дистанции, разница между пересечением финишной черты — от 23 минут до 6 часов. Это вообще ничто при таких расстояниях, и безо всяких натяжек равносильно тому, что ребята пришли одновременно. А разница, по большому счёту, обусловлена, как ни крути, элементарной удачей. Уточняю, что разница друг между другом, а не лидерство как таковое.
Но “Герой должен быть один”. И в этот раз, пройдя ровно, чётко и профессионально, первое место завоевал пришедший третьим француз Яник Беставен на Maître CoQ IV. Второе — финишировавший первым Шарли Далин на Apivia, ну а третье — Луи Бёртон на Bureau Vallee 2.
Регата ещё не закончена. Яхты арьергарда только-только прошли мыс Горн, а следующая большая группа едва пересекла экватор. Я продолжаю следить!
No comments, be the first one!